Мосты по конструкции
Арочные
Арочный мост — тип моста, в котором основными несущими конструкциями являются арки или своды. Арка — криволинейный брус, у которого поперечный размер меньше высоты. Свод — криволинейный брус, у которого ширина сечения значительно больше высоты. Арочные мосты могут быть с ездой поверху, понизу и посередине.
Балочные
Балочные — самый простой вид мостов. Предназначены для перекрытия небольших пролётов. Пролётные строения — балки, перекрывающие расстояние между опорами. Основная отличительная особенность балочной системы состоит в том, что с пролётных строений на опоры передаются только вертикальные нагрузки, а горизонтальные отсутствуют.
“Бегущая газель”
Один из самых известных мостов с наклонными опорами – мост через реку Сава в Белграде, построенный в 1970 году. Автор моста – сербский инженер Милан Джурич. Президент конкурсный комиссии Джордж Лазаревич тогда заявил, что “этот мост перепрыгнул через Саву, как скачущая газель”, и название прижилось. Другие варианты названия этого типа мостов – “лань” и “олень”.
Вантовые
Вантовый мост — тип висячего моста, состоящий из одного или более пилонов, соединённых с дорожным полотном посредством стальных тросов — вант. В отличие от висячих мостов, где дорожное полотно поддерживается вертикальными тросами, прикреплёнными к протянутым по всей длине моста основным несущим тросам, у вантовых мостов тросы (ванты) соединяются непосредственно с пилоном.
Висячие
Висячий мост — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и других), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной литературе по архитектуре и строительству термин «подвесной мост» не используется. Первые современные образцы этого типа моста были построены в начале 1800-х годов. Простые подвесные мосты, в которых отсутствуют вертикальные подвески, имеют долгую историю во многих горных районах мира.
Консольные
Консольный мост – это мост, пролетные строения которого свешиваются за пределами опор. Пролетное строение консольного моста состоит из анкерной части, находящейся между опорами, и части, свешивающейся от опоры до конца фермы (консоли). Расстояние между опорой и концом консоли, а также между двумя консолями перекрывается подвесными пролетными строениями. Консольные мосты применяются преимущественно при больших пролетах.
Разводные
Разводной мост — особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся. Существует большое количество типов разводных мостов, при этом их можно классифицировать по тому, вдоль или вокруг какой оси моста двигается пролёт.
Тоннели
Тоннель — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту). Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным, для движения автомобилей, поездов, кораблей, а также трамваев и другого городского общественного транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются по звериным тропам под автомобильными или железными дорогами и служат для того, чтобы животные могли безопасно перемещаться. Основная часть метро также проложена в виде тоннелей.
Фермы
Ферменный мост – это мост с несущими конструкциями, состоящими из ряда деревянных или металлических треугольников, известных как фермы. Учитывая, что треугольник не может быть деформирован под действием напряжения, ферма дает стабильную форму, которая способна выдерживать значительные внешние нагрузки на большом пролете.