Мария Ивановна Шульман, урожденная Маликова (21.02.1917 - 20.11.2001)

В день чудесного праздника 8 марта с особой теплотой поговорим о женщинах-инженерах, приносящих изящество и красоту в строгую, а порой и суровую науку мостостроения.

Наш эксперт, петербургский инженер Станислав Александрович Шульман, рассказывает о своей матери Марии Ивановне, привившей ему любовь к мостам с самого детства.

Станислав Александрович Шульман, петербургский инженер-мостовик

Мария Ивановна Шульман (в девичестве Маликова) родилась в год революции – 21 февраля 1917 года. Сразу после войны устроилась на работу в проектный институт Ленпромтранспроект, где трудилась до самой пенсии в начале восьмидесятых. Марии Ивановне довелось сотрудничать с выдающимися инженерами-мостовиками. Среди них – Соломон Аронович Гершанок, автор большого количества уникальных мостов, и Александр Владимирович Теплицкий, который впоследствии стал наставником ее сына Станислава в ЛИИЖТе.

Станислав Александрович вспоминает: «Объекты в Ленинграде, в которых участвовала моя мама, это в основном малые и средние мосты на территории промышленных предприятий. А вот два моста, в проектировании которых она участвовала, заслуживают не только внимания, но и уважения. Во-первых, это первый в Советском Союзе вантовый мост через реку Шексну в Череповце – уникальное сооружение во всех смыслах. 

Октябрьский мост в Череповце – открыт в 1979 году. Первый вантовый мост в РСФСР. Ограждения для парапета выполнены с использованием изображений вологодских кружев. В опору моста заложена капсула с посланием потомкам: «Сегодня, 22 апреля 1970 года, в день 100 летия со дня рождения В. И. Ленина, бригада В. И. Батищева мостопоезда № 809 Ленинградского треста «Мостострой» № 6, забив первую сваю, приступила к сооружению моста через реку Шексну в городе Череповце». Общая длина моста – 709,25 м, ширина – 26 м, основной пролет – 194,25 м.

И во-вторых, это железобетонный мост системы “бегущая лань” через реку Нерис в Вильнюсе. Называется он Жирмунский, или Белый мост. Тоже выдающееся сооружение».

Жирмунский мост в Вильнюсе – открыт в 1965 году. Первый рамно-консольный мост в СССР. Одно из выдающихся произведений советского мостостроения 1960-х годов. Мост включен в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством. Общая длина моста составляет 181,4 м, ширина – 21,5 м, основной пролет – 100 м.

Марии Ивановны не стало 20 ноября 2001 года, но она успела увидеть, как ее сын Станислав Александрович и его супруга Татьяна Александровна стали известными инженерами, создателями многих замечательных мостов не только в родном городе на Неве, но и по всей России, и даже за рубежом…